В конце ХХ века наши знания о том, как возникли древнейшие каменные орудия, претерпели изменения. Процесс появления орудий раньше был определен как процесс постепенный. Возникновение нового представлялось как процесс эволюционный, когда новое появлялось по частям, а не сразу: сначала появлялось примитивное, которое позднее приобретало современный облик. Просматривалась картина усовершенствования, исходя из предыдущего этапа (постепенное приострение краев камня).

Теперь для такой картины возникновения орудий нет оснований. Теперь есть иная картина, основанная на наблюдениях археологов. Суть картины заключается в том, что происходит изобретение техники раскалывания камня, а не предложенного ранее изобретения орудия.

Время великих открытий в Африке — примерно 60-70-е годы прошлого века. Изучение набора форм каменных изделий со стоянок олдувайской эпохи показало, что ядрища и скалываемые с них заготовки существуют с самого начала древнекаменного века. Также на олдувайских стоянках присутствуют некоторые формы каменных орудий, приготовляемых на основании заготовок. Это означает, что первый человек изобрел одновремнно и ядрища, и заготовки, и орудия.

Именно это знание и должен был передавать один человек другому. Это знание слагалось из отдельных операций. Сумма и нужная последовательность операций и есть то, что мы сейчас называем технологией.

Схема работает только тогда, когда все операции расставлены в нужном порядке. Выпадение любой операции делает схему бессмысленной.

Однажды эта последовательность была изобретена самым первобытным человеком. Есть две возможности появления нового: сразу и постепенно.

В первую возможность не верит никто, а во вторую верят сразу все.

Примеры из животной показывают способность следовать некой программе. Но сначала эту программу нужно изобрети, потом перадавать ее, придав ей форму. Очень маловероятно, чтобы можно было передать фигуру ядрища без минимального словесного аппарата.

Раньше археологи полагали, что развитие орудийного набора шло от одного универсального орудия к множеству орудий. Теперь выясняется, что стадии универсального орудия не было! Мгновенно возникшая совокупность каменных орудий разной формы потребовало закрепления. Это закрепление должно было происходить как в поведении человека, так и в его сознании. Закрепление в сознании могло происходить успешнее всего в словесной форме. Если это предположение справедливо, то древнейшее преподавание связано с началом производства каменных орудий. Это было основание для передачи информации от поколения к поколению.

(по материалам работы Григорьева Г. П. «О первоначальном обучении»)